Отдых в Сербии. Часть вторая. Путешествие на машине и не только.

Путешествовать с ребенком на автомобиле всегда трудно, даже если ребенок хорошо переносит дорогу. Наше путешествие на машине стало
Путешествие на машине Отдых в Сербиинезапланированной частью отдыха в Сербии, позволившее насладиться красотами этой страны, ближе познакомиться с жизнью ее людей и посетить незабываемые места.

Но обо всем по порядку. После того, как мы с мужем однажды посетили Белград и решили непременно туда вернуться, идея о повторном отдыхе в Сербии была отложена до лучших времен: работа, домашние хлопоты, вечный цейтнот… Когда же наступил сезон летних отпусков, мы решили отправиться в Черногорию, к берегам Адриатического моря. Поскольку мы уже бывали в этой стране и знали, что ни виза, ни ваучер не потребуются, решили обойтись без посреднических услуг и отправиться в путешествие самостоятельно – так сказать, «дикарями». Да вот проблема: выяснилось, что все авиабилеты давным-давно раскуплены. А туристические компании перепродавали их с безумными накрутками. И вот тогда-то мы вспомнили про Белград. Конечно! Полетим через Сербию! А заодно проведем в этой полюбившейся нам балканской стране еще несколько дней.

Итак, мы взяли билеты от Москвы до Белграда и обратно. Взрослый билет стоил меньше трехсот евро, что было в полтора раза дешевле цены, по которой можно было улететь из России в Черногорию. О пересадке мы не переживали, поскольку уже были в белградском аэропорту Никола Тесла и знали, что он компактный и удобный. В Интернете мы нашли сайт железнодорожного вокзала Белграда и выяснили, что стоимость купе для троих пассажиров (один из которых – пятилетний ребенок) будет около ста евро. Таким образом, вопрос о том, как добраться из столицы Сербии до моря был решен: поедем на поезде (о путешествии на машине на тот момент не было и речи).

О месте для ночлега на этот раз мы позаботились заранее. Правда, ночевать в гостинице не хотелось: путешествуя с ребенком мне всегда хочется иметь возможность готовить самой, ведь никогда не известно, придется ли по вкусу моей принцессе ресторанная еда. И мы решили снять на несколько дней квартиру. Найти соответствующий сайт оказалось не сложно. На этот раз мы остановили свой выбор на районе Вождовац. С одной стороны, он расположен недалеко от центра города, с другой – в стороне от туристических маршрутов. Таким образом, было достаточно удобно попасть к музеям, зоопарку и прочим местам, которые мы планировали посетить, и в то же время место обещало быть тихим. Мы выбрали двухкомнатную квартиру с террасой. Цена проживания нас вполне устраивала: сорок евро в сутки (что вдвое дешевле средней цены за двухместный номер).

Программу отдыха в Сербии мы спланировали заранее во многом ориентируясь на потребности ребенка. Не удивительно, что первым местом, которое мы посетили, стал детский городок Пазлоград, расположенный fserbiya11.JPGбуквально в нескольких минутах ходьбы от нашего дома. На первый взгляд – ничего особенного: горки, качели, лесенки. Но есть один важный момент: безопасность. Все детали конструкций прекрасно подогнаны одна к другой, нет никаких острых углов, а под ногами – пружинящее покрытие. Дочь была в восторге. Вход на эту игровую площадку был бесплатным.

Разумеется, не обошлось без посещения уже знакомого нам зоопарка и этнографического музея. Расширить культурную составляющую отдыха в Сербии мы решили за счет посещения музея Николы Тесла – известного изобретателя, которым сербы по праву гордятся. Даже если вы не любите посещать музеи, посвященные одному-единственному деятелю, уверяю вас: в данном случае стоит сделать исключение. Более тысячи экспонатов, среди которых – действующие модели изобретений Теслы, который, как известно, смело экспериментировал с электричеством. Каждый час в музее начинается новая экскурсия для посетителей с демонстрацией различных устройств и просмотром фильма (экскурсия по вашему выбору может быть на сербском или на английском). Никогда не забуду восторженных глаз дочери, когда она смотрела на молнии электрических разрядов, вспыхивавших под потолком музея. Экскурсия произвела на девочку столь сильное впечатление, что она несколько после нее дней рисовала Николу Теслу (с характерными усами и прической на прямой прибор) в окружении различных устройств. Кстати, дети посещают музей бесплатно, а цена взрослого билета около четырех евро.

Что касается питания, то помимо еды собственного приготовления, мы продолжали знакомиться с местной кухней. В соседнем ресторанчике «Зетский дом» мы пополнили список понравившихся блюд балканской кухни мучкалицей (свинина с паприкой в густом соусе) и телечьей чорбой (сытный суп из телятины). А через дорогу от нас располагалась пекара (круглосуточная пекарня, которых в Сербии по две-три штуки на квартал).

Сербская выпечка достойна того, чтобы сказать о ней несколько слов. В каждом уважающем себя кафе (вплоть до уличных забегаловок) вам подадут хлеб своего приготовления. Есть вчерашний хлеб не принято. Более того: даже утренние булки вечером продавцы не советуют покупать, предлагая только что вынутую из печей продукцию. По утрам у пекар выстраиваются очереди: создается впечатление, что сербы не завтракают дома, предпочитая купить слойку или булочку у знакомого пекаря, чтобы потом с удовольствием съесть ее с кофе, придя на работу. Запах кофе по утрам распространяется буквально по всему Белграду. Стоит выпечка сущие копейки (точнее, динары). Например, четверть бурека (большого слоеного пирога с мягким сыром или мясом) стоит меньше евро, а съесть такой кусок ох как не просто.

Мы пробыли в Белграде три дня, после чего настало время переместиться к морю. Билеты на поезд Белград-Бар мы купили на вокзале в первый же день, чтобы не рисковать. И вот тут-то настало первое разочарование во время нашего отдыха в Сербии, вызванное знакомством с местной железной дорогой.

, что-то понять в местных железнодорожных билетах рядовому пассажиру просто невозможно. Вместо того, чтобы просто указать номер вагона и места, сербы пишут огромное количество каких-то странных цифр, букв и шифров, разобраться в которых может только специалист. Так что если вам придется путешествовать здесь поездом (что я, лично, советую только любителям экстрима), сразу же, попав на платформу, ищите проводника, который растолкует вам эту абракадабру.

, выпущены эти поезда были еще при царе Горохе. О том, что такое биотуалеты в вагонах, несчастные сербы не знают. Не говоря уже об отсутствии вагона ресторана и даже бесплатного кипятка.

, поезда из Сербии в Черногорию отправляются вечером и приходят утром. А, значит, в течение ночи вас дважды разбудят пограничники – сначала сербские, потом черногорские.

(и это для меня было самым неприятным моментом), в сербских поездах курят. Не в тамбурах, не в туалетах – а именно в поездах. Сербию вообще называют раем для курильщиков, они редко расстаются с сигаретами. Так что выйдя из купе, вы оказываетесь в прокуренном коридоре.

Впрочем, было у этой поездки и одно несомненное достоинство: пейзажи за окном, от которых дух захватывает. Проснувшись утром, вы обнаруживаете, что мчитесь на высоте нескольких сот метров, поскольку железная дорога проложена высоко в горах. Тоннели сменяют друг друга, а где-то внизу, далеко-далеко тонкими ниточками вьются автомобильные дороги и горные реки. Зрелище запоминающееся. И все же, насладившись им раз мы твердо решили: обратно на поезде не поедем ни за какие коврижки.

Подробно рассказывать о чудесном отдыхе в Черногории я сейчас не буду, потому что это – отдельная тема, достойная подробного и обстоятельного описания (об этом – позже в отдельной статье). Итак, мы задумались об обратной дороге. Стоял выбор: самолет до Белграда или поезд. Самолет, конечно, проще и быстрее. Но перспектива проехать на автомобиле через две страны казалась такой заманчивой, что мы решили махнуть рукой и на простоту, и на быстроту. Когда еще такой шанс представится?

Взять в аренду машину в Черногории было не сложно. Пункты rent-a-car можно найти буквально на каждом углу. Но ведь надо было не только доехать до Белграда, а еще и вернуть автомобиль. И в этом была проблема. Другая проблема заключалась в специфике местных дорог. Нет, дело не в качестве покрытия (оно-то, как раз отменное). А в том, что предстоящая нам дорога более чем наполовину состояла из сплошный серпантинов, а вести автомобиль по трассе, где справа обрыв, а слева скала с непривычки очень сложно.

К счастью, управляющий виллой, на которой мы жили, Станко вызвался нам помочь и предложил отвезти нас в Белград на своей машине за 150 евро. Такая цена за автомобильное путешествие из Черногории в Сербию (а путь составлял около 500 км) показалась нам привлекательной, и мы с радостью согласились.

Мы планировали провести в пути не меньше десяти часов, поскольку предполагали частые остановки, поэтому выехали утром, можно сказать, на рассвете. Дочь, в принципе, неплохо переносит автомобильные путешествия. Но ведь дорога дороге рознь. И когда дело идет о серпантине, надо быть готовым к неожиданностям. Я заранее запаслась кучей книг и игрушек, которые могли бы отвлечь ребенка в пути. Захватила раскраски, тетради для рисования и фломастеры. А кроме того, составила список игр, в которые можно играть в автомобиле. Кстати, для этой цели пойдут даже «мячиковые» игры: например, «съедобное — несъедобное» или «я знаю пять имен». Достаточно заменить бросание мяча на хлопок. Кроме того, я захватила бутяль негазированной воды, веер и гигиенический пакет (который, к счастью, не пригодился).

Скажу сразу: это путешествие на автомобиле стало самым ярким впечатлением от отдыха в Сербии и Черногории. Начав свой путь по трассе, fserbiya9.JPGведущей вдоль моря, мы наблюдали за тем, как солнце поднимается над горами, освещая остров Свети Стефан и прилегающие курортные поселения. Но вскоре мы свернули на северо-восток, оставив море позади, и стали подниматься все выше и выше в горы. Удивительно, как начал меняться пейзаж. Если на побережье близость осени совсем не чувствовалась, то в горах то и дело мелькали желтые листья деревьев. Да и температура воздуха «за бортом» была значительно ниже, так что на остановках нам приходилось набрасывать ветровки.

Первую паузу в пути для того, чтобы размяться и выпить кофе, мы сделали в черногорский столице – Подгорице, откуда без остановок ехали целый час, пока не оказались у средневекового православного монастыря Морача, расположенного на уровне нескольких сотен метров над уровнем моря. Сказать, что монастырь красив – значит, ничего не сказать. Окруженный горами, он стоял на небольшом лугу в окружении стогами свежескошенного сена. Внешне простой и строгий, он тем не менее обладает богатым собранием икон и фресок. К туристам в монастыре относятся доброжелательно, по близости есть даже кэмпинг и кафе. Но мы не стали задерживаться, поскольку планировали позавтракать немного позже.

Замечу, что во время поездки мы по достоинству оценили мастерство нашего водителя. То, с какой легкостью Станко вел автомобиль по узкой дороге вдоль ущелья, вселяло в меня уважение, граничащее с восторгом. fserbiya8.JPGЛюбуясь горными пейзажами (и напевая с дочкой песни из «Бременских музыкантов») мы добрались к месту нашей следующей остановки – городу Колашину, который от столицы Черногории отделяет чуть менее сотни километров. В принципе, по российским меркам, городок этот не то что маленький – а очень маленький, живут там всего несколько тысяч жителей. Так что пройти его вдоль и поперек не составило труда. Уютный центр с фонтанами, елями и офисами туристических фирм был окружен двухэтажными жилыми домами: традиционно белыми с красной черепицей. Но запомнились не столько виды улиц, сколько вид облака, проплывавшего через город: ведь Колашин расположен высоко в горах.

Из Колашина наш путь лежал к Биоградской горе, известному заповеднику. Расположен он чуть в стороне от трассы, но проехать мимо и не завернуть в этот уголок, уверяю вас, будет непростительной ошибкой. На въезде придется купить билет, но скромная плата в пару евро того стоит.

«Берегите!» — гласила надпись у въезда в заповедник. Оставив машину, мы пошли пешком и оказались в сказочном лесу. Огромные могучие буковые fserbiya7.JPGдеревья закрывали своими кронами небо. Над озером белела дымка, а в глубине можно было без труда рассмотреть резвящихся рыбешек. Но удивила не столько красота места, сколько звенящая тишина. Такой тишины, прерываемой лишь криками птиц и скрипом деревьев, мне не доводилось слышать никогда в жизни. Немногочисленные туристы невольно разговаривают шепотом, словно боясь потревожить этот волшебный островок природы.

Впрочем, здесь можно останавливаться даже на ночлег – если строго соблюдать установленный порядок, не мусорить и не кричать. А в местном кафе очень достойно кормят, в чем мы убедились, вкусно позавтракав на деревянной террасе с видом на озеро.

Что касается обеда, его мы планировали уже на территории Сербии, после пересечения границы. Кстати, само пересечение границы не представляло сложностей. Очередь была совсем не длинной (мы стояли не больше пятнадцати минут). Машину не обыскивали и вообще были с нами весьма приветливы. Единственная деталь: помимо паспорта черногорские пограничники могут потребовать у вас так называемый «белый картон» — вашу регистрацию иностранца по месту пребывания. Ее следует обязательно взять у владельца виллы или в гостинице. Или же получить самостоятельно в турбюро. В противном случае придется платить штраф в несколько сотен евро и терять время на границе. К счастью, у нас документы были в полном порядке и мы без хлопот оказались на сербской стороне.

Первым сербским городом по ходу следования стал Приеполье, но наш путь лежал дальше — в сторону Златибора, известного сербского курорта, где мы планировали сделать следующую остановку. По мере того, как мы приближались к центральной Сербии, пейзаж за окном менялся. Отвесные скалы и ущелья начали сменяться лесистыми холмами, среди которых то тут, то там располагались деревушки.

Остановка в Златиборе длилась не больше полутора часов, но мы сумели составить о нем весьма исчерпывающее представление. Чистенький, как с картинки городок, запомнился удивительно ровными улицами: сплошь кафе, fserbiya12.JPGрестораны, виллы и магазинчики. В базарных рядах торговали не столько снедью, сколько сувенирами: вязаными жилетами и кофтами из овечьей шерсти (цены, кстати, весьма доступные – от 15 евро), деревянными поделками, домашним вином и медом. Улицы были довольно многолюдны, что удивило нас: ведь Златибор, расположенный в холмистой местности, является горнолыжным курортом, и в августе по нашим представлениям должен был пустовать. Но, как оказалось, сербы любят приезжать сюда круглый год.

Пообедав в местном ресторане (стоимость обеда была сравнима с белградскими ценами – не более 15 евро на человека), мы отправились дальше. Оставшийся до столицы Сербии путь мы проделали без остановок. Города Ужице и Чачак, располагавшиеся по ходу нашего движения, мы рассматривали исключительно через окна автомобиля.

В Белграде мы остановились все на той же съемной квартире, в районе Вождовац, где нам предстояло провести две ночи перед отлетом в Россию. Несмотря на усталость после долгой дороги, следующий день мы провели вне дома, успев посетить два музея. Первый из них – дворец княгини Любицы – особенно понравился дочери. Сохранившаяся старинная обстановка (резные кресла, напольные часы, изящный столовый фарфор) прочно завладели ее воображением. Второй музей, посвященный культуре африканских стран, не относится к числу самых известных. Как нам объяснили, один из сербских политиков, работавший послом на черном контитенте, собрал там богатую коллекцию произведений народного творчества и подарил ее городу. Музей любопытный, хотя, конечно, не относится к категории «маст си» в Белграде. Стоимость входных билетов не превышает средних по городу трех-четырех евро на человека.

В Россию мы улетали счастливые и полные впечатлений от отдыха в Сербии и Черногории. Несмотря на то, что жизнь вносила свои коррективы в первоначальный план поездки, в конечном итоге мы остались очень довольны результатом.

Источник

Больше интересных историй:

Загрузка...
Рубрики Полезные советыМетки , , , ,
Будьте вежливы. Отправляя комментарий, Вы принимаете Условия пользования сайтом.